5 ключевых трендов цифрового банкинга для бизнеса

31 октября Алексей Скобелев выступил на конференции «ДБО для юрлиц», где рассказал о главных трендах развития онлайн-банкинга для бизнеса. Для кого и как будут развиваться интернет- и мобильные банки? Кто будет задавать вектор развития? Всем ли нужно гоняться за трендами и стремиться делать лучший цифровой сервис для МСБ? Ответы на эти вопросы — в кратком изложении выступления по мотивам Business Internet Banking Rank 2018.

Интернет- и мобильный банк разделяются по ролям использования

В рознице очень большая часть клиентов отказалась от интернет-банка и взаимодействует с банком через мобильное приложение. Сейчас то же самое происходит с онлайн-обслуживанием микробизнеса. Большая часть предпринимателей этого сегмента — самозанятые физлица, которые получают свой доход на счет ИП и потом выводят деньги на счет частного лица. Они уже очень быстро становятся mobile only пользователями онлайн-банкинга, а интернет-банк остается инструментом для более продвинутых компаний или более профессиональных ролей использования (например, для бухгалтеров).

Это не значит, что банку не нужно развивать интернет-банк. Это значит, что это развитие должно происходить в первую очередь для определенных ролей пользователей.

Количество банков, которые задают тренды, растет

В 2018 году троица лидеров цифрового обслуживания малого бизнеса превратилась в четверку: к Точка Банку, Тинькофф Банку и Модульбанку присоединился ДелоБанк, а вскоре в число законодателей мод может войти Сбербанк и Банк Открытие.

Сбербанк за последние несколько лет планомерно наращивает скорость развития своих сервисов, который становятся все более ориентированными на конечного клиента. За год интернет-банк Сбербанка поднялся в рейтинге Markswebb с 8 на 6 место, и скорее всего продолжит расти. В скором будущем Сбербанк с его ресурсами и охватом клиентов вполне может стать лидером по качеству цифровых сервисов для МСБ. Другим банкам будет очень сложно забирать у них клиентов и привлекать тех, кто только планирует создать свой бизнес и выбирают первый банк для обслуживания.

Банк Открытие дебютировал со своей бизнес-платформой в прошлом году, активно развивал свой сервис весь 2018 год и сейчас опережает рынок по скорости развития. Для банка эта платформа сейчас — целевое решение, на которое переводятся клиенты, поэтому вполне можно ожидать, что в скором времени оно станет одним из лучших на рынке.

Лучшие интернет-банки для бизнеса эволюционируют в цифровые платформы

В своем развитии онлайн-банкинг проходит 4 стадии: ежедневный банкинг, цифровой офис, цифровая платформа и медиа. Став полноценным сервисом для базовых операций, онлайн-банкинг вступает в стадию цифрового офиса, когда заменяет клиенту все другие каналы коммуникации общения с банком — посещение офисов и звонки. Это текущий уровень развития интернет-банков для малого бизнеса: уже несколько игроков работают с клиентами полностью удаленно.

Парадигмы_МСБ.jpg

Из цифрового офиса интернет-банк движется в сторону цифровой платформы, которая включает в себя не только банковские сервисы, но и другие инструменты для ведения и развития бизнеса, начиная от его регистрации и ведения бухгалтерии заканчивая сервисами наподобие конструктора сайтов. Банк становится платформой, которая все эти сервисы в себе объединяет.

Определяются 2 пути развития цифровых сервисов банка

Каждому банку нужно принять принципиальное решение: являются ли цифровые сервисы фактором, который привлекает клиентов в ваш банк и удерживают его.

Если банк привлекает клиентов какими-то другими ценностями, значит не нужно гнаться за лидерами рынка и цифровыми трендами: достаточно ограничить развитие цифровых сервисов несколькими простыми вещами:

  • отслеживать и устранять причины оттока клиентов, которые связаны с онлайн-обслуживанием;
  • слушать обратную связь от клиентов и внедрять только то, что им очень нужно;
  • поддерживать уровень сервиса на рыночном уровне — реализовать то, что есть плюс-минус у всех.

Если для банка цифровые сервисы являются средством привлечения клиентов, то есть 2 пути:

1. Создавать лучший пользовательский опыт — отказаться от парадигмы добавления функций и добавлять ценность для клиента: понимать сценарии использования сервиса и реализовать их максимально удобным способом.

2. Создавать платформу для бизнеса — стать для клиентом чем-то большим, чем просто банк. Традиционный банкинг закрывает небольшую часть жизненного цикла бизнеса — все, что связано с денежными отношениями с контрагентом, переводами самому себе и взаимоотношениями с банком. Концепция перехода к бизнес-платформе подразумевает расширение компетенций банка: он закрывает максимум задач бизнеса своими цифровыми сервисами. Для этого нужно начать думать как сервисная компания и быть готовым к постоянным интеграциям и партнерствам.

LTV_бизнеса.jpg

Будущее: биометрия и единый сервис для микробизнеса и физлиц

В рознице медленно, но верно развивается биометрическая идентификация, и как только она будет внедрена, этот тренд очень быстро перейдет в сервисы для бизнеса. Тогда у предпринимателей появится возможность взаимодействовать с банком только в цифровых каналах, вообще ни разу не встречаясь с ним физически.

В связи с недавними инициативами с налогообложением для самозанятых, нас ждет новый виток интереса к объединению сервисов для предпринимателя и частного лица в одну сущность, когда самозанятый человек сможет управлять счетом ИП и физлица в одном интерфейсе.


Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даeте согласие на обработку персональных данных
>