Обсудить проект

В одной лодке: как на рынках соседних стран искать практики для развития бизнес-банкинга

В прошлом году команда развития цифровых каналов для юридических лиц Альфа-Банка Беларусь обратилась в Markswebb. Клиент хотел сравнить уровень развития своего мобильного приложения для бизнеса с сервисами российских банков, выявить слабые и сильные стороны и получить рекомендации для дальнейшего развития.

 

     

Поскольку мы позиционируем себя как лучший цифровой банк на рынке Беларуси, всегда смотрим на лучший цифровой опыт коллег не только у себя, но и в целом в СНГ и Европе. Для начала решили сравниться с российскими банками. Нашими ориентирами всегда были российский Альфа-Банк, Тинькофф Банк, Точка, Делобанк, Модульбанк — лидеры, которые по отчетам Markswebb всегда себя проявляли.

     

Александр Долгий,
Начальник отдела развития мобильного банка
для бизнес-клиентов Альфа-Банка Беларусь

 

Исследователи Markswebb разобрались в специфике белорусского рынка, адаптировали методику волнового исследования рынка банков для бизнеса Business Mobile Banking Rank, определили конкурентную позицию клиента с помощью рейтинга и собрали примеры лучших реализаций — они стали референсами для бэклога. Всего мы предложили 51 задачу — как за год улучшился сервис и в каких блоках остался запас рекомендаций на будущее, показали графикой.

 

В процессе исследования мы выяснили, что крупнейшим игрокам российского рынка тоже есть чему поучиться у зарубежных коллег. В кейсе покажем лучшие практики лидеров диджитал-банкинга России и Беларуси.

 

Как специфика страны влияет на UX мобильного банка

Мы сравнили качество UX мобильного сервиса Альфа-Банка Беларусь с цифровыми лидерами бизнес-банкинга на российском рынке. Чтобы исключить влияние специфики страны на итоговую оценку, мы адаптировали методику инициативного исследования Business Mobile Banking Rank — на старте проекта уточнили особенности законодательства и регулирования отрасли, различия в финансовых продуктах, собрали информацию о потребностях малого и среднего белорусского бизнеса.

Мы выяснили, что мобильное приложение белорусских коллег развивается неравномерно относительно аналогичных российских финансовых сервисов. Банки Беларуси по-другому приоритизируют задачи из-за специфики рынка и запросов клиентов.

 

     

По части функциональности есть отставание, другая развита лучше, чем у нас. Например, в Беларуси очень высокий спрос на валютные операции из-за торговых связей с соседними странами — коллеги делают ставку на пользовательский опыт в мобильном приложении, чтобы решить вопросы валютного контроля можно было «на бегу». В российских банках большая часть возможностей, связанных с валютой, реализована в интернет-банках и требует доступа к компьютеру.

     

Анастасия Диденко,
Team Lead проекта в Markswebb

 

Работа с госзакупками, наоборот, не актуальна для бизнес-банкинга Беларуси. В республике нет аналогичного российскому процесса и единой, стандартизированной точки входа наподобие портала ЕИС. В связи с этим нет и соответствующей функциональности в финансовых сервисах.

Переработав методику, мы обследовали мобильное приложения заказчика по 100+ пользовательским сценариям — экспертно по чек-листу и с помощью респондентов в формате юзабилити-тестов. Мы оценили качество клиентского опыта для ИП без сотрудников и руководителя компании малого или среднего бизнеса.

Делимся несколькими инсайтами и примерами реализаций, универсально полезными для мобильного бизнес-банкинга независимо от страны присутствия.

 

Подключение эквайринга — точка роста для мобильных банков обоих рынков

На момент исследования в мобильном приложении Альфа-Банка Беларусь отсутствовала возможность подключения и работы с рядом финансовых продуктов. В частности — эквайрингом, депозитом и кредитом. Мы посоветовали создать удобную витрину по примеру российских сервисов — многие дают возможность перейти к списку доступных продуктов прямо с главного экрана.

Заявка на торговый и интернет-эквайринг в большинстве банков представлена в виде формы заказа обратного звонка. Такой формат взаимодействия не учитывает потребность пользователя получить максимум информации до подключения, иметь возможность самостоятельно выбрать подходящий вариант и отслеживать статус поданной заявки.

В качестве референса мы предложили реализацию российского Альфа-Банка, так как она позволяет решить все задачи в одном месте. Перейти к заявке на торговый или интернет-эквайринг можно из витрины продуктов в мобильном приложении, есть актуальная информация по условиям подключения и использования. Отслеживать статус заявки помогают цветные теги: например, «Заявка отклонена» или «Подготовка договора».

 

Цифровые продажи кредитов и депозитов: важен персональный подход

Депозит привлекателен для бизнеса как инструмент самоограничения, который помогает не тратить деньги, если необходимо сохранить их до определенной даты. Кредит помогает привлечь дополнительное финансирование — например, чтобы преодолеть финансовые проблемы, закрыть кассовый разрыв, либо масштабировать бизнес. Для предпринимателей это часто возникающие вопросы, а для банка — возможность заработать и укрепить лояльность клиентов.

Возможности подобрать подходящий вариант кредита или депозита, подать заявку и удобно работать с ним в дальнейшем, широко представлены в мобильных сервисах российских банков. Однако для белорусских коллег это одна из основных точек роста.

Мы предложили в пример реализацию Банка Открытие — она дает возможность открыть депозит через раздел «Продукты». Внутри есть калькулятор расчета условий, в котором клиент может сразу включать или выключать дополнительные опции: частичное снятие, пополнение, периодичность перечисления процентов. После нажатия на кнопку «Открыть депозит» можно проверить выбранные условия, а затем перейти к подтверждению заявки кодом из SMS.

 

Один из лучших примеров реализации кредита — приложение Тинькофф Бизнес. Ссылка на витрину продуктов также размещена на главном экране, а важной особенностью работы с продуктом является то, что список кредитных предложений персонализирован — клиент видит только то, что банк готов предложить лично ему.

 

Полноценные инструменты для работы с контрагентами выделяют банк на фоне других

«Контрагент» — одна из ключевых сущностей в повседневной рутине предпринимателя. Полный набор инструментов для взаимодействия с ними — важная часть современного мобильного банка для бизнеса. При этом даже у лидеров справочник контрагентов зачастую представлен только как вспомогательный инструмент для заполнения полей в документах.

Помимо базового набора информации клиентам нужна история операций, статистика по оборотам и возможность создавать платежи, выставлять счета, формировать документы. Наиболее функциональные реализации мы нашли у ДелоБанка и Модульбанка. Все необходимое есть прямо в карточке контрагента, а перечень дополнительных опций можно вызвать через кебаб-меню или кнопку «+».

 

Банк может снизить стресс от взаимодействия с финмониторингом

Если у финмониторинга возникают вопросы к бизнесу, обычно предприниматель вынужден тратить время на посещение отделения банка, чтобы получить необходимые документы. Банк может облегчить стресс, упростив процесс.

Например, Точка уведомляет предпринимателя о проблеме через кликабельный баннер на главном экране приложения. По клику клиент переходит на страницу с подробностями запроса и перечнем необходимых документов. Здесь же можно загрузить их через специальную форму, которая принимает как фото с телефона, так и форматы doc, pdf и xls.

 

О результатах проверки Точка рассказывает через баннер на главном экране мобильного банка. В подробностях к сообщению появляются рекомендации для избежания повторного возникновения проблемы. Это же сообщение дублируется в чат.

 

Поддержка в чате должна занимать минимум времени

Онлайн-чат дает возможность задать вопрос и вернуться к ответу позднее, не тратя время на ожидание ответа оператора горячей линии. На российском рынке самый функциональный и удобный чат в мобильном банке для предпринимателей сделал ДелоБанк.

Чат доступен из любого раздела в один тап, среднее время получения ответа составляет 2 минуты, здесь же сохраняется история переписки, которая синхронизируется между интернет-банком и мобильным банком. Дополнительно реализована форма полнотекстового поиска по истории сообщений, чтобы пользователь не потерял важный для него контент.

 

Валютный контроль и операции — точка роста российских мобильных банков

Расширение возможностей для работы с валютой — точка роста для российского мобильного бизнес-банкинга. В «Альфа-Бизнес Мобайл BY» мы нашли полноценную форму отправки платежа в иностранной валюте. Максимум, что можно сделать в приложениях российских банков — это подписать ранее созданный валютный платеж.

 

     

Валютное законодательство в РБ несколько проще, чем аналогичное в РФ, поэтому нам удалось уместить в мобильный банкинг форму создания валютных документов, а также документов для валютного контроля. На скриншотах показано заполнение полей на перевод с покупкой валюты — оно близко к максимальному. На практике клиентам обычно приходится заполнять меньше.

     

Александр Долгий,
Начальник отдела развития мобильного банка
для бизнес-клиентов Альфа-Банка Беларусь

 

Если компания получает деньги за свои услуги в иностранной валюте, ей необходимо в течение 10 дней предоставить документы, подтверждающие легальность сделки. Альфа-Банк Беларусь также реализовал для клиентов возможность сделать это прямо из мобильного приложения. В разделе «Сведения о поступивших средствах» нужно указать договор, счет, сумму, дату поступления и вид работ.

 

Еще одно полезное преимущество «Альфа-Бизнес Мобайл BY» — возможность обменять валюту по биржевому курсу. Похожая функциональность была лишь у небольшого количества российских банков на момент исследования. В приложении белорусских коллег курс показан с учетом маржи банка, котировки обновляются каждые 3 секунды, а заявка исполняется мгновенно.

 

Итог

Исследование помогло клиенту выявить новые точки роста, пересмотреть приоритизацию внутри существующего бэклога и начать проработку. Часть рекомендаций оказались уникальны — например, задачи развивать онлайн-чат не было в ближайших планах команды Альфа-Банка Беларусь, а после UX-аудита она стала одной из основных. В крупных блоках мы помогли с декомпозицией — например, проекты по кредитам и депозитам уже были запланированы в общих чертах, а аудит помог выделить и приоритизировать конкретные задачи.

 

     

Сейчас у нас сменился вектор развития в связи с ситуацией и санкционными рисками — но мы успели реализовать порядка 16 рекомендаций из отчета. Обратная связь от клиентов положительная. Когда мы проектировали какое-то решение, мы показывали прототип группе клиентов и спрашивали, насколько это понятно, ставили задачи, следили за выполнением. Внедряли после того, как понимали, что это действительно будет удобно.

     

Александр Долгий,
Начальник отдела развития мобильного банка
для бизнес-клиентов Альфа-Банка Беларусь

 

Результаты новой волны Business Mobile Banking Rank 2022 будут опубликованы уже в мае. Подробности на странице исследования.

 

Как Markswebb помогает создавать сервисы

Узнайте, как мы определяем интегральную метрику качества цифрового продукта и формируем план действий по ее достижению.

Подробнее
Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даёте согласие на обработку персональных данных