Обсудить проект

Как дать лучший цифровой клиентский опыт в мобильной версии интернет-банка

Весной этого года некоторые российские мобильные банки были удалены из App Store и Play Market. Это событие повлекло за собой миграцию пользователей из приложений в мобильные версии интернет-банков. Мы разобрались, насколько сильно качество клиентского опыта в веб-версиях интернет-банков отличается от мобильных банков и как сократить отставание.

В этом году мы помогали одному крупному банку сделать веб-версию интернет-банка, которую клиенты смогут использовать в качестве полноценной альтернативы мобильному приложению. Исследователи Markswebb искали ответ на три вопроса:

  1. Насколько сильно клиент, который пользовался приложением на iOS, теряет в качестве клиентского опыта и возможностях, переходя в мобильный браузер.
  2. Все ли возможности мобильного приложения выполнимы в браузере, какие невыполнимы и какие можно воспроизвести.
  3. Какие решения помогут обеспечить сопоставимый уровень клиентского опыта в веб-версии интернет-банка.

Инсайтами аудита и конкурентного сравнения делимся в этой статье. А в следующем году проведем инициативное исследование мобильных версий интернет-банков на iOS — это значимая тема и новая реальность для миллионов пользователей iPhone.

 

Как был проведён аудит

В рамках конкурентного анализа сравнивались пять банков: Альфа-Банк, Тинькофф Банк, Ак Барс Банк, СберБанк и ВТБ. Первые три банка — это топ-3 рейтинга мобильных банков по качеству клиентского опыта при выполнении ежедневных операций с личными финансами. Другие два — банки, которые столкнулись с блокирующими санкциями и вынужденные активно развивать мобильные версии после удаления приложений из App Store и Play Market.

Аудит проводился только на платформе iOS (браузер Safari). Это связано с тем, что приложения на Android клиенты по-прежнему могут скачать хотя бы с сайта банка.

Методика аудита основана на Mobile Banking Rank 2021 — мы изучили реализацию ежедневных базовых задач клиентов (рейтинг Daily Banking) и задач, традиционно связанных с посещением отделения (рейтинг Digital Office). В соответствии с целями клиента, мы ограничили периметр аудита частотными Customer journey map, которые выступают базой для управления личными финансами.

Ряд крупных частей пользовательского опыта не вошли в периметр аудита. Например, управление продуктами, чат и поддержка, инвестиции и страхование, отношения с государством, оплата налогов и штрафов ГИБДД и ФССП, автоматизация операций, онбординг и программы лояльности.

 

Чьи клиенты получают качественный опыт при смене приложения для iOS на мобильную версию интернет-банка

Не все успели адаптировать интернет-банк для клиентов, которые ранее пользовались мобильным приложением и оказались вынуждены сменить привычный и удобный инструмент управления деньгами на альтернативный.

Мобильные версии интернет-банков достаточно сильно отличаются от привычных приложений и визуально, и функционально. Клиенты, чувствительные к качеству цифрового опыта, при переходе из приложения в мобильную версию интернет-банка могут испытывать критичные неудобства.

Банк, который предлагает лучший цифровой клиентский опыт в мобильной версии интернет-банка, может использовать это как конкурентное преимущество и привлекать больше клиентов.

В данный момент из пяти крупных российских банков лидирует Альфа-Банк. В мобильной версии его интернет-банка полно и удобно реализованы ключевые сценарии ежедневного банкинга: удобство переводов и платежей, проверка статуса по продуктам, условия обслуживания и комиссии банка, экспорт реквизитов.

Также банк демонстрирует лучший пользовательский опыт в части сценариев, связанных с цифровым офисом — например, открытие продукта действующим клиентом или оспаривание операций.

На втором и третьем местах — ВТБ и Тинькофф Банк. Один лучше помогает решать ежедневные задачи по управлению личными финансами. Другой — задачи, для которых традиционно требуется обращение в отделение банка.

Ак Барс Банк и СберБанк значимо отстают от топ-3. В мобильных версиях их интернет-банков часть базовых сценариев невыполнимы (например, в СберБанке нет переводов по номеру телефона в другой банк). А те сценарии, которые можно пройти, зачастую формируют менее качественный пользовательский опыт. Например, в Ак Барс Банке нет единой формы переводов по номеру телефона для переводов внутри банка и в другие банки.

 

Какие возможности мобильной версии интернет-банка обеспечивают цифровое лидерство

Привычный вход в сервис. При первом входе лучше предложить привычные и простые способы: через номер телефона, а не карты, или по Touch ID/Face ID. Такая опция есть у ВТБ. Для регулярного входа пользователям удобнее использовать короткий код или биометрию, а не пару «логин-пароль».

Функциональность и внешний вид дублируют приложение. Таб бар меню, фавикон, навигация и внутренняя организация, формы — все это привычно пользователям мобильного банка. У них не будет трудностей при проверке статуса по продуктам, экспорте реквизитов, переводах и оплате услуг, а также при оформлении новых продуктов.

Формировать целостный цифровой опыт при оформлении всех продуктов: карты, вклады, счета, предодобренные кредитные продукты. Сейчас это делает только Альфа-Банк, в других банках качественно реализованы отдельные сценарии.

Например, ВТБ — открытие текущего и накопительного счета, а также оформление предодобренных кредитных продуктов, Сбербанк — оформление вклада. Тинькофф Банк лидирует в оформлении предодобренного кредита наличными и рассрочки на совершенные операции.

Удобные формы переводов и оплаты. Например, в форму перевода по реквизитам добавить информацию о максимально возможной сумме и маску для номера счета, а поле «назначение переводов» сделать предзаполненным.

Оплату ЖКУ можно улучшить, добавив поиск счетов по адресу квартиры и ФИО собственника, без кода плательщика.

Добавить возможность связаться с банком в пре-логин зоне. Сейчас такая возможность доступна в ВТБ, СберБанке и Ак Барс Банке.

 

Как еще улучшить мобильную версию интернет-банка

  • Добавление иконки на экран телефона и онбординг, как это сделать.
  • Настройка времени пребывания в мобильной версии.
  • Смена персональных данных.
  • PDF-файлы с тарифами по всем продуктам.
  • Раздел с аналитикой доходов и расходов.
  • Сквозной поиск и голосовой помощник.

Сейчас логика реализации отдельных UX-компонент в мобильных версиях интернет-банков зачастую отличается от логики реализации этих элементов в приложении. Качество исполнения часто уступает.

Это не всегда влияет на скорость и удобство прохождения сценариев в моменте, но в долгосрочной перспективе могут формировать негативный образ сервиса и банка в целом, особенно среди транзакционно активных пользователей. Они воспринимают его как хаотичный, неаккуратный, нестабильный.

Важно не просто наличие функционала, а консистентность UX- компонент в формах платежей, переводов, оформления продуктов.

Закажите конкурентный анализ

Сформируем структурированное и детальное представление о положении сервиса на рынке, разложим целевую позицию на набор понятных изменений в продукте.

Подробнее
Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даeте согласие на обработку персональных данных