Обсудить проект

За рамками интерфейса: какие возможности есть у UX-исследователей в консалтинге

В активно развивающейся цифровой среде компаниям становится все сложнее достигать целевых бизнес-показателей и бороться за лидерство. Конкуренция зашкаливает, запросы продуктовых команд к UX-исследованиям становятся сложнее и закономерно растет периметр возможностей для специалистов на рынке. Мы собрали девять вариантов ответа на вопрос «что может изучать UX-исследователь в консалтинге».

Выделенные нами типы исследований могут существовать в чистом виде и сочетаться друг с другом — каждый может выбрать для себя то, что наиболее интересно, или попробовать охватить максимальное количество направлений. Например, большинство классических инициативных исследований в Markswebb — это микс из изучения потребностей пользователей, функциональности и удобства сервисов и проблематики их владельцев.

О чем пойдет речь в этой статье:

  1. Потребности пользователей >>>
  2. Развитие функциональности сервисов >>>
  3. Клиентский опыт >>>
  4. Проблематика владельцев сервисов >>>
  5. Бизнес-процессы, являющиеся коммерческой тайной >>>
  6. Юзкейсы в зарубежных сервисах >>>
  7. Процессы в мультиканальной среде >>>
  8. Виртуальные помощники >>>
  9. Проектные артефакты продуктовых команд >>>

 

Потребности пользователей

Потребности и задачи пользователей — это фундамент жизненного цикла любого цифрового сервиса. Они мотивируют разработку и выход решений на рынок, а после подталкивают команды к улучшению и развитию продуктов.

UX-исследователи изучают потребности пользователей, чтобы помогать компаниям создавать востребованные сервисы с нуля или поддерживать существующие «на острие трендов». Например, команда Markswebb регулярно анализирует рынок и собирает актуальные задачи пользователей. Накопленный опыт мы трансформируем в наборы рекомендаций с референсами лучших решений или полноценные готовые бэклоги для разработки новых сервисов.

Пример из практики Markswebb: запуск специализированного цифрового сервиса для семейного банкинга с SBI Банком.

 

Развитие функциональности сервисов

В уже существующем цифровом сервисе UX-исследователь может оценивать периметр доступных возможностей — как много задач пользователь может в нем решить, сколько не может, насколько понятно и удобно они реализованы. С этим направлением связана корневая экспертиза команды Markswebb — умение детализировать представление о качестве UX в массив объективных критериев, по которым можно сравнивать сервисы. Вместе они формируют систему оценки.

Исследователи собирают популярные задачи пользователей и разбивают сценарии их решения в сервисах на критерии для чек-листа. Затем самостоятельно или с помощью респондентов обследуют сервисы, фиксируя по чек-листу особенности, преимущества и недостатки реализаций. В результате команда выделяет лучшие практики и на основе собранных данных формирует картину рынка — кто лидер, за счет чего, каковы тренды развития.

Результат такой аналитики — рейтинг, который наглядно, в цифрах, показывает конкурентное положение участников рынка. Для бизнеса это эффективный инструмент, который вместе с пониманием сильных и слабых сторон сервиса, дает инсайты для стратегии и приоритизации бэклога.

Пример из практики Markswebb: ежегодно мы проводим порядка десяти независимых сравнительных исследований. Некоторые из них живут уже более 10 лет и за это время стали флагманским бенчмарком рынка. Например, сравнительное исследование мобильных банков для физических лиц Mobile Banking Rank, в котором мы оцениваем решение 168 клиентских задач по 1324 критериям.

 

Клиентский опыт

Клиентским опытом мы называем набор впечатлений, который возникает у человека при взаимодействии с сервисом. Изучая его, UX-исследователь смотрит на функциональность комплексно — оценивает не качество сотен деталей, а процессы, идущие в собранном механизме.

Решить задачу помогает «сценарное обследование». Если чек-лист — это экспертно собранная «идеальная картина», с которой мы сравниваем существующие сервисы, то в оценке опыта мы полностью отталкиваемся от реальности. Исследователи изучают то, какие в цифровых продуктах есть барьеры для пользователей и конкурентные преимущества.

Пример из практики Markswebb: экспертные UX-аудиты по клиентским сценариям. Например, мы ищем ответ на вопрос, в каком цифровом банке удобнее решать конкретные задачи — конвертировать валюту или переводить деньги за рубеж. Такие данные исследователи могут собирать сами или взаимодействовать в разных форматах с реальными пользователями — зависит от типа задачи.

 

Проблематика владельцев сервисов

Здесь в центре внимания контекст развития цифровых сервисов: что влияет на них помимо потребностей пользователя и желания продуктовых команд развивать те или иные составляющие. Это важно, чтобы не дать заказчику рекомендации, которые он не сможет выполнить.

На объем, формат и удобство функциональности могут влиять особенности законодательства, актуальные бизнес-цели, ограниченность ресурсов разработки, аспекты интеграции нескольких систем в одну или особенности легаси-кода. Для оценки всех факторов UX-исследователи проводят экспертные интервью, включенное наблюдение, запрашивают внутренние материалы у клиентов и участников изучаемого рынка.

Пример из практики Markswebb: в рамках исследования цифровых сервисов для крупного бизнеса Digital Corporate Banking Rank мы проводим более 30 интервью с экспертами банков. В результате понимаем, почему банки развивают отдельные личные кабинеты для разных ролей пользователей, какие есть особенности реализации индивидуального подхода к бизнесу в цифровом формате, как участники рынка интегрируют базы данных и развивают мультибанкинг для клиентов.

 

Бизнес-процессы, являющиеся коммерческой тайной

Не все данные, представляющие ценность для развития цифровых сервисов, можно собрать напрямую. Например стратегия и практики кросс-продаж любой крупной компании являются коммерческой тайной. При этом игрокам рынка важно получить сравнение с конкурентами — понять, что и как продают в цифровых каналах, какие есть тренды, какие механики эффективнее ведут клиента к сделке, что происходит после того, как он нажимает кнопку «купить».

Такие данные UX-исследователь может собрать извне — например, через людей, на которых продажи направлены. Сформировать мини-панель респондентов и отслеживать ее поведение с помощью специально разработанного дневника. На основании собранных данных можно будет делать выводы о том, в каких сервисах процессы выстроены наиболее эффективно и логично, а также выделить лучшие практики на рынке.

Пример из практики Markswebb: в этом году мы построили целевую CJM вторичных продаж в цифровых каналах для крупного банка с широкой сетью отделений, сравнив механики с конкурентами. Скоро опубликуем кейс.

 

Юзкейсы в зарубежных сервисах

Отбор лучших или наиболее подходящих клиенту UX-практик всегда начинается с обзора рынка. Часто продуктовые команды в поиске решений задаются вопросом, как реализованы подобные задачи за рубежом. Поиск доступов к сервисам за пределами России подразумевает сложный рекрут, необходимость преодолевать языковые и культурные барьеры, изучать локальное законодательство.

Пример из практики Markswebb: юзкейсы зарубежных сервисов в Markswebb собирает скаут-команда. Исследователи работают с респондентами по всему миру, собирают и систематизируют скриншоты и скринкасты, описывают их и делают базовую сравнительную аналитику. Результаты их работы впоследствии используют заказчики, и другие UX-исследователи для своих проектов. Свежий инициативный проект в этом направлении — исследование Europe Best Mobile Banking Apps Review.

 

Процессы в мультиканальной среде

UX-исследователь может изучать, как совмещаются и влияют друг на друга онлайн- и офлайн-процессы бизнеса. Даже если приложение или сайт устроены идеально, прервать клиентский путь и свести усилия команды цифрового продукта на нет может плохая логистика или неудачная организация взаимодействия с контакт-центром. Основной вопрос — что происходит после того, как пользователь заказал в приложении продукт или услугу.

Чтобы найти подобные «разрывы» и помочь бизнесу их исправить, исследователи составляют карты, учитывающие все процессы взаимодействия с клиентом как онлайн, так и офлайн — customer journey map (CJM). Для их построения мы можем экспертно проходить путь сами, либо задействовать реальных пользователей, которых сопровождаем или обучаем вести дневник. Если путь трудно повторить с нуля, его можно реконструировать по памяти с помощью глубинного интервью.

Пример из практики Markswebb: все проекты, связанные с изучением качества процессов. Например, оптимизация подключения услуг для b2b-клиентов Ростелекома.

 

Виртуальные помощники

Виртуальный помощник — это любой голосовой или текстовый диалоговый интерфейс. Например, Siri или чат-бот. Исследовать их сложно, процесс требует специальной подготовки. Это связано с тем, что пространство и вариативность живого языка все еще намного шире функциональности самых развитых цифровых сервисов. В таких проектах особенно важно очертить периметр обследования, привязав его к бизнес-целям заказчика.

Основные задачи UX-исследователя — оценить эффективность решения задач и комфортность взаимодействия. Объективность такой оценки может обеспечить только четкая проработка критериев и формулировок запросов к боту во время тестирования, чтобы исключить влияние стилистических особенностей речи на результат.

Пример из практики Markswebb: инициативное исследование и рейтинг чат-ботов Chat Bot Rank. Разработка методики оценки включает в себя интервью с экспертами и пользователями, в рамках которых мы выясняем, на что они обращают внимание и какие параметры считают важными. Набор принципов проходит валидацию с помощью количественного опроса. А еще сейчас наша команда разрабатывает первые на рынке стандарты идеального диалогового интерфейса (conversational user interface, CUI).

 

Проектные артефакты продуктовых команд

Наконец, помимо анализа готовых цифровых сервисов, потребностей пользователей и бизнеса UX-исследователь может изучать внутренние рабочие материалы продуктовых команд и помогать корректировать процессы в ходе гибкого цикла разработки (agile).

  • Пример из практики Markswebb: Бэклоги. Исследователи агентства работают с ними в рамках аудитов и консалтингов, когда команды сервисов делятся с нами актуальными планами работ. Здесь может быть два формата взаимодействия. В первом мы изучаем бэклог, чтобы лучше понять приоритеты компании и дать соответствующие им рекомендации. Во втором по запросу клиента проводим верификацию — оцениваем, насколько задачи в плане соответствуют актуальным трендам рынка и критериям оценки по фирменной системе Markswebb. На основании экспертных оценок наших UX-исследователей клиенты могут менять приоритизацию или расширять бэклог.
  • Прототипы и макеты. Их мы изучаем тогда, когда у заказчика есть запрос оценить решение до непосредственной разработки. Здесь мы на основе накопленной экспертизы, референсов и интервью, оцениваем, насколько прототипы соответствуют изначальной концепции и решают задачи бизнеса. Это позволяет управлять конечным результатом и экономить ресурсы.

Поделиться обратной связью по статье можно на почту hello@markswebb.ru — пишите, о каких типах исследований вам интересно узнать подробнее. Актуальную информацию о работе в Markswebb ищите по ссылке ниже.

 

Карьера в Markswebb

Все о компании, возможностях роста, атмосфере, ценностях и актуальных вакансиях.

Подробнее

 

Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даёте согласие на обработку персональных данных