Обсудить проект

Digital office как ориентир цифрового банкинга

Каждому, кто намерен создать лучший цифровой сервис, ежедневно нужно принимать решение, что и в каком порядке ставить в бэклог. Выбрать из большого количества альтернативных идей, предложений, функций, интерфейсов, технологий и процессов сложно: часто на одних весах оказываются несравнимые вещи, и команда обсуждает, что лучше сделать — продажу страховок или управление лимитами по карте.

Определить, что важнее с точки зрения бизнеса и клиента, и какие функции будут актуальны ближайшие год-два, помогает понимание, в какую сторону необходимо развивать сервис. Размышляя об этом, мы обратили внимание, что развитие цифрового банкинга происходит в нескольких парадигмах, которые наслаиваются друг на друга, так что каждая следующая зависит от предыдущей.


concepts.png

  1. Ежедневный банкинг (daily banking) — это все задачи и потребности, связанные с получением информации по продукту и совершение с его помощью разных платежных и переводных операций. Это история про удовлетворение базовых потребностей клиента: daily banking — неотъемлемая часть любого интернет-банка, без которой сервис вообще не имеет особого смысла.
  2. Цифровой офис (digital office) — это пользовательские задачи, которые исторически связаны с посещением офиса банка: закрытие и открытие продукта, получение справок, решение претензий и т.д. Концепция цифрового офиса предполагает, что решение этих задач переносится в цифровые каналы, и в конечном итоге клиент вообще прекращает взаимодействие с банком оффлайн. С точки зрения бизнеса это серьезная экономия на обслуживании клиентов и постепенное перетекание всех процессов в цифровые каналы.
  3. Финансовая платформа — это превращение банка в маркетплейс: когда цифровой банк помогает клиентам быстро и удобно решать основные задачи по управлению финансами, есть смысл предлагать им другие, банковские и небанковские продукты.
  4. Банк как медиа — банк выступает как советчик, эксперт, консультант, который помогает клиентам решать разные потребительские проблемы и задачи, предлагая ему полезные продукты и сервисы.

Сейчас российский рынок находится на пересечении двух концепций — daily banking и digital office. Daily banking в России уже находится на очень высоком уровне, и здесь не стоит ждать каких-то прорывов: основным фокусом развития для банков в ближайшие несколько лет будет парадигма digital office. Тем не менее, на любом этапе развития цифрового банкинга daily-задачи никуда не исчезают: нужно соответствовать новым технологиям и пользовательским привычкам, которые формируются Yandex, Facebook и Google.

Что такое цифровой офис и из чего он состоит

  1. Доступность: клиент должен иметь возможность в любой момент без ограничений, быстро, дистанционно, без препятствий и в любой ситуации подключаться к сервису. Для существующих клиентов — простой вход, для новых — цифровой сервис, как первая точка взаимодействия с банком.
  2. Управление продуктами: любые продукты должны быть доступны для настройки, управления и отказа от них.Оффбординг в цифровых каналах важен так же, как онбординг.
  3. Легитимность: клиенту всегда должны быть доступны его данные в банке, условия, на которых его обслуживают и подтверждение совершенных действий.
  4. Коммуникация: у клиента должна быть возможность с помощью цифрового сервиса решать все вопросы, связанные с продуктами и услугами банка, получать консультации и вести претензионную работу.

Доступность, управление продуктами и их продажа в российских цифровых сервисах развита хорошо, а в легитимности и коммуникации всё плохо: развитие этих компонентов цифрового офиса требует затрат на перестройку процессов внутри банка и не приносит прямого заработка, отражаясь преимущественно на лояльности клиентов.

Принимая решение о развитии, нужно честно ответить для себя, в какой парадигме банк и его цифровые продукты находятся сейчас и все ли там сделано. Потому что, если сервис не может решать базовые задачи клиентов, нет смысла задумываться о маркетплейсах, open api и stories — это все будет бесполезно.

 

Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даeте согласие на обработку персональных данных