Обсудить проект

Как исследование клиентов и конкурентов помогло Ростелекому улучшить качество сервиса

В конце 2018 года Ростелеком запустил волну трансформаций, которая затронула подходы компании к созданию клиентского опыта. В рамках новой стратегии в b2b-сегменте, Ростелекому требовалось привести процессы подключения абонентов к единому стандарту качества и транслировать через них персонализированный подход. Для решения задачи требовалось определить критерии качественного клиентского сервиса, понять, насколько Ростелеком им соответствует, и что нужно сделать, чтобы добиться лучшего опыта. За помощью обратились в Markswebb.

Мы изучили процессы Ростелекома и конкурентов, а также разработали бенчмарк для оценки опыта по трем услугам: виртуальная телефония, телевидение для бизнеса и видеонаблюдение. Эти услуги соответствуют трем ключевым продуктовым направлениям — коммуникации, контент и контроль, — на которые компания делает ставку в продуктовой стратегии.

Инсайты исследования помогли клиентской службе Ростелекома улучшить качество сервиса, повысить конверсию подключения новых пользователей и поднять показатель удовлетворенности.

 

     

В телекоме нет готовых бенчмарков оценки цифровых коммуникаций, поэтому мы обратили внимание на опыт Markswebb. Агентство показало свои компетенции в создании объективных систем оценок рыночных процессов, и самое важное — к этим оценкам прислушиваются участники рынка. Это важный аргумент для выбора партнера.

 

Сергей Таболин,
Директор департамента продуктового маркетинга B2B2G
ПАО «Ростелеком»

 

 

Глубинные интервью и CJM помогли найти проблемные зоны процессов

Первым делом исследователи провели серию бесед с клиентами Ростелекома и его конкурентов. Чтобы получить максимально полный срез информации о подключении, выбирали респондентов, которые относительно недавно прошли через этот процесс: абоненты-новички, подключившиеся не более 3 месяцев назад, абоненты на тестовых периодах и бывшие клиенты, сменившие провайдера от 3 до 6 месяцев назад.

Всего было проведено 36 глубинных интервью с клиентами Ростелекома из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары, а также 26 интервью с клиентами конкурентов в Москве. Конкурентов определили вместе с представителями компании — всего отобрали 13 компаний телеком-отрасли, предлагающих услуги телевидения, видеонаблюдения и виртуальной АТС.

 

Телеком-компании, отобранные для исследования процессов в трех b2b-услугах

Результаты интервью помогли сформировать общую картину и составить CJM по каждому продукту. На картах отметили зоны, в которых клиенты Ростелекома сталкиваются с трудностями: где превышено ожидание ответа, где не хватает информации или не учитываются разные сценарии клиентов. Также карты помогли найти оффлайн-участки процесса, которые за счет перевода в цифровой формат улучшают клиентский путь.

 

     

Разумеется, у нас было свое видение маршрута потребителя с ключевыми триггерными точками, на которых принимаются решения. Оно во многом совпало с картой Markswebb. Мы предполагали, какие есть боли у предпринимателей во взаимодействии с нами. Некоторые подтвердились, некоторые оказались не столь значимыми в пути клиента, как мы предполагали, а некоторые, наоборот, мы недооценивали — благодаря Markswebb мы посмотрели на них по-новому.

 

Сергей Таболин,
Директор департамента продуктового маркетинга B2B2G
ПАО «Ростелеком»

 

 

 

 

Тайные закупки и бенчмарк показали позицию компании на рынке

На втором этапе исследования провели тайные закупки, была построена детальная карта клиентского пути, который проходили реальные клиенты под контролем Markswebb. Легенды и сценарии для покупателей составили с помощью карт и материалов предыдущего этапа исследования.

 

     

Уже в начале нас ждало открытие: первые пять компаний, в офисы которых обратились тайные покупатели, отказывали в офлайн-подключении и отправляли звонить в клиентскую службу. Поэтому все 17 закупок мы проводили по дистанционным каналам. После подключения мы 3 месяца пользовались услугами, генерируя все сценарии, с которыми может столкнуться пользователь: поломки, смена тарифа, оплата счета и т.п. Все полученные данные заносили на CJM, обогащая их подробностями и новыми инсайтами.

 

Михаил Козис,
Руководитель проекта, Markswebb

 

Результаты мы использовали для создания метрики, с помощью которой сравнили Ростелеком с его конкурентами. Для каждого этапа CJM были сформулированы критерии качества, веса для которых определили с помощью онлайн-опроса клиентов Ростелекома — всего было заполнено более 900 анкет.

 

Распределение значимости этапов CJM по уровню влияния на клиентский опыт в трех услугах

Распределение значимости этапов CJM по уровню влияния на клиентский опыт в трех услугах.

 

Далее Ростелеком и его конкурентов оценили по 100-балльной шкале и составили три метрики, показывающие текущий уровень клиентского опыта на рынке по каждой услуге. Метрики показали, что рынок все еще находится на этапе формирования стандартов качества клиентского опыта — не многие компании набрали больше 50 баллов из 100 хотя бы по одной из услуг.

 

 

 

Инсайты исследования помогли определить конкретные действия для улучшения сервиса

Бенчмарк, карты клиентского пути и лучшие практики, найденные во время закупок, позволили выработать рекомендации для Ростелекома по развитию клиентского опыта.

Самое важное в телевидении — быстрое подключение и настройка

По услуге телевидения Ростелеком на первых этапах CJM показал больше хороших практик, чем другие операторы. Согласно опросам и бенчмаркингу, рынок требует большей скорости подключения: клиенты желают пользоваться услугой как можно раньше. Поэтому большинство рекомендаций по улучшению опыта исследователи Markswebb предложили к этапам подписания договора и настройки услуги.


Лучшие практики Ростелекома и ключевые рекомендации по услуге b2b-телевидения

Лучшие практики Ростелекома и ключевые рекомендации по услуге b2b-телевидения.

 

Другие рекомендации касались гибкости процесса. Например, на странице заказа услуги Ростелекома уже можно было посмотреть состав каналов в тарифе, но не хватало возможности самостоятельно управлять контентом в пакете.

 

Состав каналов в тарифах Ростелекома

Состав каналов в тарифах Ростелекома.

 

Также исследователи рекомендовали отправлять договор на подписание до подключения, чтобы клиент мог пользоваться услугой сразу после установки оборудования. А возможность назначить удобное время для монтажников позволит реализовать индивидуальный подход, который высоко ценят предприниматели.

Для видеонаблюдения в приоритете качественная клиентская поддержка

При подключении видеонаблюдения у всех провайдеров обнаружились барьеры, но только у Ростелекома они не блокировали пользовательский путь благодаря коммуникациям в онлайн-канале. Для видеонаблюдения исследователи предложили 14 инсайтов по улучшению.


Лучшие практики Ростелекома и ключевые рекомендации по услуге видеонаблюдения

Лучшие практики Ростелекома и ключевые рекомендации по услуге видеонаблюдения. ​

 

Большая часть рекомендованных улучшений касалась оптимизации и автоматизации взаимодействия. Например, переход на электронный документооборот позволит быстро подписать договор и ускорить выставление счетов, а значит, и скорость самой оплаты. А самостоятельное подключение услуг в личном кабинете упрощает их получение и освобождает менеджеров от приема и обработки заявок.

 

В личном кабинете Trassir можно подключать дополнительные модули для системы видеонаблюдения

В личном кабинете Trassir можно подключать дополнительные модули для системы видеонаблюдения. ​​

 

В виртуальной АТС предстояло ускорить подключение и согласование документов

На начальном этапе подключения виртуальной АТС почти все провайдеры недостаточно хорошо проработали коммуникацию с клиентом. Ростелеком не стал исключением, но при этом компания выделяется хорошей организацией взаимодействия с подключенными абонентами.


Лучшие практики Ростелекома и ключевые рекомендации по услуге виртуальной АТС

Лучшие практики Ростелекома и ключевые рекомендации по услуге виртуальной АТС. ​​​

 

В первую очередь исследователи рекомендовали ускорить время реакции на входящую заявку, оптимизировать процесс согласования условий по услуге, упростить начало использования услуги за счет онбординга и оптимизации входа в личный кабинет.

 

Ввод домена при авторизации увеличивает время входа в личный кабинет виртуальной АТС. Исследователи рекомендовали убрать это поле.

Ввод домена при авторизации увеличивает время входа в личный кабинет виртуальной АТС. Исследователи рекомендовали убрать это поле. ​​​

 

 

Первые же улучшения принесли быстрые результаты

Все рекомендации были ранжированы по сложности и скорости внедрения, затем занесены в бэклог сервиса. Много небольших улучшений, реализованных быстро, дали синергетический эффект в очень короткий срок.

 

     

Сначала мы сорвали «низко висящие фрукты» — внедрили все рекомендации, связанные с контентом, интерфейсам и процессами. В первый квартал 2021 года мы реализовали 80% улучшений, предложенных исследователями Markswebb. Клиентские службы сразу же обратили внимание, что ускорилось начисление бонусов по продажам. Для более трудоемких задач, мы запустили отдельные проекты, которые завершатся к концу года.

 

Сергей Таболин,
Директор департамента продуктового маркетинга B2B2G
ПАО «Ростелеком»

 

 

Уже к середине 2021 года, по оценке Ростелекома, на 25% улучшилась конверсия воронки продаж: от лида к клиенту, от клиента к промоутеру, готовому рекомендовать сервис своим знакомым. Повысилось число конвергентных клиентов — пользователи одного b2b-продукта стали чаще приобретать дополнительные услуги, на 33% увеличился показатель среднего дохода с клиента (ARPU). И, наконец, на 22% повысился коэффициент удовлетворенности абонентов (NPS): это один из важнейших показателей для телеком-провайдеров, чья стратегическая задача — поддерживать лояльность абонентов и сокращать их отток.

В планах компании — запустить вторую волну бенчмаркинга, чтобы объективно определить, как за прошедший год Ростелеком продвинулся по качеству UX. Следующее исследование охватит новые услуги для b2b-сегмента.

 

Как повысить лояльность b2b-клиентов в телекоме: ключевые выводы Markswebb

  1. Скорость процесса — ключевой фактор сохранения клиентов в воронке. Клиенты стремятся получить услугу как можно быстрее, поэтому любая задержка в подключении воспринимается негативно.

  2. Понятность и последовательность действий повышает конверсию подключения. Чтобы клиент сохранял интерес к подключению услуги до конца, сам процесс должен быть последовательным, а действия всех его участников согласованными.

  3. Индивидуальный подход повышает лояльность. Предприниматели ждут от провайдеров персонального обращения и индивидуальных условий обслуживания. Это может быть настройка пакетов услуг, возможность назначить визит курьера и монтажников, подключение услуг в личном кабинете.

  4. Продуманный UX в личном кабинете помогает сокращать отток абонентов, способствует вовлечению и росту лояльности к бренду. Управление услугой, техническая поддержка, оплата и получение закрывающих документов — не должны вызывать трудностей у абонентов.

Закажите исследование пользователей

Разбираемся, кто пользуется сервисом, какие у этих людей потребности и как они их решают.

Подробнее
Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даёте согласие на обработку персональных данных