UX-исследователь 2.0

Несмотря на то, что профессия UX-исследователя — одна из самых новых на рынке, она успела заметно эволюционировать. В первую очередь, изменился сам рынок: для бизнеса цифровые сервисы стали важным инструментом достижения целей, для клиентов — ежедневным удобством. Все это время интерфейсы непрерывно усложнялись: учились вмещать и удобно отражать растущие возможности, становились эффективным средством взаимодействия с пользователем наравне с офлайн-точками контакта.

Вслед за рынком изменились подходы бизнеса к проектированию пользовательского опыта: процессы стали прозрачнее и эффективнее, сформировались новые роли в командах, повысились требования к их участникам. В Markswebb UX- исследователи — это 3/4 агентства, и мы не могли не почувствовать все эти изменения на себе.

На личном опыте построения команды и взаимодействия с заказчиками по UX-проектам делимся своими наблюдениями. Как изменилась роль исследователя и к каким запросам рынка нужно быть готовыми всем, кто имеет к ней отношение. 

В статье совмещены два формата:

  • Текстом описали логику нашего видения изменений.
  • В видео попросили CEO Markswebb Алексея Скобелева раскрыть основные тезисы и поделиться примерами из практики. 

 

Что изменилось?

Глобальная задача UX-исследователя — изучение взаимодействия пользователя с сервисом — никуда не исчезла. Но если еще 10 лет назад конечной точкой считалась сформулированная проблема, то сегодня гораздо большую ценность представляют предложенные на основе аналитики решения.

Есть три основных отличия «нового» UX-исследователя от «старого»:

1. Смещение фокуса от чисто экспериментального тестирования сервисов в сторону погружения в контекст. От нас все еще требуется понять пользователя, но уже на более глубоком уровне — проанализировать логику его взаимодействия не просто с интерфейсом, а с продуктом заказчика через интерфейс. Важно уметь трансформировать инсайты исследований в продуктовые ценности — для этого правильно выявить потребности, сценарии и барьеры при использовании сервисов.

2. Экспертность в предметной области сервиса. Необходимость понимать специфику исследуемой предметной области появилась, во-первых, из-за растущего разнообразия цифровых сервисов, во-вторых, из-за их усложнения.

Продукты, решающие разные пользовательские задачи, по-разному реализуются в интерфейсе. Так, UX-исследователь, который тестирует, например, интерфейс онлайн-бухгалтерии, должен знать, как работают предприниматели, разные налоговые режимы, отчетность, когда какие налоги платятся и многое другое. Понимание контекста задач и того, как они реализуются в реальной жизни, позволяет получать гораздо более качественные и глубокие инсайты.

3. Трансформация инсайтов UX-исследования в рекомендации и бэклог для продуктовой команды. Обозначить проблемы интерфейса недостаточно, потому что такой подход не решает в полной мере основную задачу — найти способ улучшить сервис так, чтобы он решал максимум задач пользователя и бизнеса.

Когда процесс генерации решений остается на команде продукта, он часто застревает на этапе экспериментов и тестирования гипотез. У специалистов разных направлений, входящих в состав команды, могут быть разные мнения — их синхронизация и поиск компромисса требуют много времени и ресурсов.

Исследователь, который может предложить готовый бэклог, помогает заказчику избежать противоречий внутри команды и перейти сразу к внедрению. А сами по себе рекомендации, основанные на изучении продукта, пользователей и рынка, более надежны: результаты реализации легко прогнозировать на основе собранных инсайтов.

Так появился новый челлендж UX-исследователя 2.0 — не просто нащупать проблему, а переработать инсайты исследования сразу в готовые решения.

 

Я UX-исследователь (или хочу им стать). Что эти изменения значат для меня?

Что работа становится сложнее и одновременно интереснее. Как следствие, на рынке формируются определенные (спойлер: вполне выполнимые) ожидания относительно набора компетенций.

Чтобы успешно справляться с ролью UX-исследователя, помимо понимания логики проектирования интерфейсов, нужно:

  • Иметь насмотренность и понимать спектр возможных решений для задач клиента: знать, как аналогичные запросы реализуются в других сервисах.
  • Понимать бизнес-логику под разными решениями: их стоимость, уровень технической сложности, актуальность в конкретном контексте. Важно уметь заведомо отсеивать то, что нерентабельно и/или нереализуемо для заказчика.
  • Иметь сильный навык коммуникации: уметь презентовать результаты своей работы и генерировать решения в формате диалога. В абсолютном большинстве случаев поверх проделанной исследовательской работы нужно будет добиться того, чтобы она была правильно понята и трансформирована в решения.

 

С чем изменения связаны и что делать дальше?

Есть два основных фактора: ускорение процессов на рынке в связи с развитием технологий и запрос на кроссфункциональность специалистов. Это общий тренд для многих профессий, связанный с цифровизацией.

В рамках UX-исследований, как мы говорили выше, генерация решений вслед за выявлением проблем позволяет закрыть сразу две боли заказчика и сократить time-to-market обновлений за счет аналитического обоснования решений.

Такая работа на стыке с бизнес-аналитикой расширяет и возможности для развития самих UX-исследователей. Сегодня компетентные специалисты востребованы как в агентствах, так и в продуктах — про преимущества каждого формата и возможные карьерные треки читай в нашем обзоре.