Что нужно сделать банку, чтобы преодолеть ограничения программных платформ и дать дополнительную ценность частным клиентам в интернет-банках.
российских банка
критериев оценки
Всесторонний сравнительный анализ интернет-банков для частных лиц с точки зрения функциональности и удобства для пользователя.
Под эффективностью интернет-банка понимается степень удовлетворения потребностей пользователей.
Исследование проведено в апреле 2014 года.
программных платформ
Существуют абсурдные решения, продиктованные ограничениями программных платформ
Например, разделение в интерфейсе переводов по банковским реквизитам и переводов между картами или функция сохранения в шаблоны платежей по штрафам ГИБДД.
Преодоление этих ограничений и создание интерфейсов от потребностей пользователя, а не от возможностей платформ и удобства разработки — важное изменение идеологии, которое разворачивалось последние 2-3 года и продолжится в 2014-2015 годах.
Чаще всего названия контрагентов ничего не значат для пользователя
Расширение платежных возможностей для пользователей интернет-банков путем добавления новых контрагентов в список возможных платежей достигло своего предела. Пользователи не понимают, какие возможности платежей им предлагает интернет-банк, глядя на длинный список ничего не значащих названий контрагентов.
Дальнейшее расширение платежного функционала возможно только путем перехода от парадигмы «выбор контрагента» к парадигме «выбор услуги» с удобным нелинейным поиском услуг.
анализа личных расходов
Функции PFM быстро распространяются
3 из 5 самых популярных интернет-банков уже имеют PFM-функциональ-ность, что означает скорое распространение подобных функций и в других интернет-банках. Проблема распространения PFM при этом кроется не в инструменте, а в отсутствии культуры управления деньгами у населения. Такая культура не возникнет сама собой при появлении инструментов анализа и планирования расходов.
с государственными услугами
Платежи в бюджет нашли широкое распространение
Интеграция интернет-банков с ГИС ГМП, а также с другими государственными, муниципальными и коммунальными службами упрощает совершение платежей в бюджет РФ и ЖКХ, что выгодно обеим сторонам.
При этом примеры интеграции, которые можно сейчас наблюдать в отдельных интернет-банках оставляют желать лучшего как с точки зрения технической проработки, так и с точки зрения понятности для конечного пользователя.
пользователей
Пользователи не могут найти ответы на свои вопросы в свободном доступе
Давняя проблема интернет-банков — отсутствие удобных справок, гидов и руководств пользователя, контекстно встроенных в интерфейс интернет-банка — с увеличением функциональных возможностей интернет-банков будет становиться все более актуальной.
как электронный кошелек
В некоторых банках уже можно подключить карты других банков
С них клиент затем может переводить средства и проводить платежи.
Учитывая большую конкуренцию между интернет-банками и сильное пересечение аудиторий отдельных интернет-банков можно ожидать, что такая функция (свойственная прежде всего электронным кошелькам: Яндекс.Деньги, VISA Qiwi Wallet и другим) станет важным элементом перетягивания средств и платежной активности из одного банка в другой.
-
1Банк ТКС БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 76
-
2Банк МКБОценка эффективности (0‑10 баллов) 68
-
3Банк ПромсвязьбанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 67
-
4Банк Связной БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 66
-
5Банк Альфа-БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 62
-
6Банк ПробизнесбанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 61
-
7Банк Банк Санкт-ПетербургОценка эффективности (0‑10 баллов) 59
-
8Банк Банк24.руОценка эффективности (0‑10 баллов) 58
-
9Банк УБРиРОценка эффективности (0‑10 баллов) 55
-
11Банк МИнБанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 53
-
12Банк ВТБ 24Оценка эффективности (0‑10 баллов) 50
-
13Банк Банк Русский СтандартОценка эффективности (0‑10 баллов) 49
-
14Банк Банк Хоум КредитОценка эффективности (0‑10 баллов) 48
-
15-16Банк Банк УралсибОценка эффективности (0‑10 баллов) 47
-
Банк Восточный БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 47
-
17Банк МДМ БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 46
-
18-19Банк Банк ОткрытиеОценка эффективности (0‑10 баллов) 45
-
Банк МТС БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 45
-
20Банк Номос БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 44
-
21Банк ОТП БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 43
-
22-23Банк ЗапсибкомбанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 40
-
Банк ЮниКредит БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 40
-
24Банк Банк ВозрождениеОценка эффективности (0‑10 баллов) 39
-
25-26Банк Банк МосквыОценка эффективности (0‑10 баллов) 37
-
Банк РайффайзенбанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 37
-
27Банк Банк ТрастОценка эффективности (0‑10 баллов) 35
-
28Банк РосбанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 34
-
29Банк Ханты-Мансийский БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 33
-
30Банк СКБ-БанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 31
-
31Банк ГазпромбанкОценка эффективности (0‑10 баллов) 29
-
32Банк Ренессанс КредитОценка эффективности (0‑10 баллов) 24
-
10Банк СбербанкОценка эффективности (0‑10 баллов) ВВВ+
приняли участие в исследовании
-
1. По финансовым показателям
24 интернет-банка крупнейших розничных банков по сумме потребительских кредитов и депозитов физлиц в 2013 году.
-
2. Лучшие мобильные банки
5 интернет-банков, не вошедших в топ-24 по размеру розничного бизнеса, но занявших высокие позиции в рейтинге Internet Banking Rank 2013
-
3. По собственной инициативе
3 банка приняли участие по собственной инициативе.
ПОДГОТОВКА СРЕДЫ
Делаем интернет‑банк похожим на реально действующий
Во всех банках, участвующих в исследовании, специалисты Markswebb выпустили банковские карты, подключили интернет-банки и провели тестовые операции.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Моделируем и проходим пользовательские сценарии
Специалисты Markswebb провели обследование каждого интернет-банка по чек-листу из более 200 критериев, описывающих функциональные возможности, элементы и качества интерфейса, отвечающие за удобство пользования, и другие критерии, определяющие потребительские качества интернет-банков.
ЮЗАБИЛИТИ-ТЕСТЫ
Проводим тесты для каждого мобильного банка
Для оценки удобства пользования была проведена серия юзабилити-тестов с привлечением реальных пользователей интернет-банков. Всего в тестировании участвовали более 50 человек, каждый из которых в ходе теста последовательно работал с тремя различными интернет-банками, выполняя в каждом из них серию типовых заданий.
Для подтверждения некоторых особенностей работы интернет-банков было проведено выборочное анкетирование специалистов, отвечающих за развитие каналов ДБО в российских банках.
Анализ данных
Заполняем чек-листы и рассчитываем рейтинг
На основании собранных данных по чек-листам, наблюдений за респондентами в ходе юзабилити-тестирования, субъективных оценок респондентов и заполненных анкет сотрудников банков специалисты Markswebb рассчитали оценки функциональных возможностей, удобства пользования и общей эффективности интернет-банков.