Заинтересовать, мотивировать, вовлечь, повторить
Конкуренция за массового инвестора практически полностью перешла в онлайн: именно качество цифрового сервиса определяет выбор клиента, его лояльность и то, насколько пользователь активен в приложении. Быть большим, надежным и узнаваемым брокером уже недостаточно — важно дать клиентам лучший цифровой сервис, сделать опыт сквозным и неразрывным.
Читайте нас в Telegram
Рассказываем об инсайтах для развития цифровых сервисов и приглашаем на мероприятия Markswebb
Подписаться на каналВ 2020 году к нам обратился крупный универсальный брокер, который пользуется доверием клиентов и делает ставку на идеальную техническую работоспособность всех сервисов. Вместе нам предстояло найти инсайты для успешной стратегии развития цифровых сервисов: оценить конкурентную позицию компании на изменившемся рынке, показать точки роста, проиллюстрировать их примерами лучших реализаций и мотивировать все инициативы влиянием на бизнес-метрики.
На момент старта проекта ключевой задачей брокера было увеличение активности и лояльности клиентов, предотвращение их оттока и как следствие — рост цифровых продаж продуктов и комиссионного дохода. Речь шла о масштабных изменениях, которые затрагивали клиентов Affluent сегмента (инвестиционный портфель от 1 до 10 млн рублей) и HNWI (портфель от 10 млн рублей), как действующих, так и новых.
Наш клиент был очень узнаваем в сегменте HNWI — инвесторов, которые оперируют крупными суммами, торгуют в основном через терминалы и редко пользуются личными кабинетами. Affluent-клиенты с меньшими оборотами гораздо более чувствительны к цифровому сервису — им важно максимально полно и удобно управлять инвестиционным счетом онлайн.
На момент старта проекта у агентства уже был большой опыт работы в сфере инвестиций, а все участники команды сами были опытными пользователями инвестиционных продуктов.
В основе структуры проекта — жизненный цикл клиента
На жизненном пути от желания инвестировать до активного использования брокерского счета инвестор проходит несколько этапов, на каждом из которых взаимодействует с цифровыми сервисами.
- Интерес и мотивация через обучение.
Это может быть отдельный образовательный портал или раздел, встроенный в основные цифровые сервисы. Это первая точка контакта с клиентом, который скорее всего еще не открыл брокерский счет и сначала хочет разобраться, что это такое. Его нужно правильно конвертировать из ученика в клиента.
- Действие: приобретение продукта на сайте и начало использования.
Если этап обучения успешно пройден, клиент заходит на сайт брокера, чтобы открыть счет, получить доступ к личному кабинету и начать торговать. Здесь происходит основная часть онбординга. Задача брокера — провести его через выбор продукта (помочь определиться, что именно нужно) и процесс онлайн-открытия счета, чтобы клиент нигде не потерялся и не бросил заполнение заявки.
- Вовлечение: активное использование продукта через личный кабинет.
Чтобы клиенты активно пользовались брокерским счетом, важно дать им удобный и простой цифровой сервис, где можно решать все задачи по управлению продуктом. На этом этапе ключевой интерфейс, с которым взаимодействует клиент — личный кабинет на сайте и в мобильных приложениях для iOS и Android.
Первый шаг к открытию брокерского счета должен быть понятным, а последний — максимально простым
На этапе открытия счета брокер дает необходимую информацию клиенту, мотивирует на работу с ценными бумагами и помогает начать инвестировать. Мы оценили клиентский путь по образовательному порталу — с чего начать, как выбрать курс, как его пройти, что ученик получит в итоге, что делать, если остались вопросы, как начать инвестировать после.
В сфере образовательных материалов для инвестора довольно высокая конкуренция. Кроме специализированных ресурсов самих брокеров есть много интернет-порталов и каналов на YouTube и в Телеграм, где инвестор может найти нужную информацию в любом формате — статьи, видео, онлайн- и офлайн мероприятия. Чтобы вовлечь пользователя в потребление контента на конкретной площадке, кроме полезного контента на самые разные темы необходимо обеспечить идеальный пользовательский опыт и продумать до мелочей техническую реализацию.
Задачи для аудита полностью покрывали путь пользователя от первого посещения сайта и подбора материалов до совершения целевого действия — покупки первого инвестиционного продукта.
Знание аудитории и опыт аудита инвестиционных сервисов помогли нам взглянуть на сервис глазами инвестора и увидеть все проблемы — как очевидные, так и заметные только человеку «в теме».
Частая проблема — когда в учебных видеороликах на обучающем портале или в приложении все ссылки на дополнительный контент ведут на основной сайт брокера. Если пользователь перешел по ссылке, но еще не готов к открытию счета, он захочет вернуться обратно. Если удобной сквозной навигации нет, он скорее всего потеряется, не получит необходимый объем обучающего контента и не сможет принять решение об оформлении продукта. Конверсия учеников в клиентов снизится.
Драйверы продаж инвестиционных продуктов — понятный процесс, прозрачные условия и помощь на каждом этапе
На этапе онбординга и продажи первого продукта вероятность завоевать клиента тем выше, чем более полную и полезную информацию брокер дает о продуктах:
- насколько понятно, чем продукты между собой различаются, не запутается ли клиент;
- достаточно ли клиенту информации для принятия решения, насколько она понятна;
- можно ли удобно и просто открыть счет, пройдя весь путь в цифровых каналах — начиная с онбординга на продуктовых страницах/лендингах;
- сколько времени занимает открытие счета.
При составлении сценариев мы опирались на стандартное разделение аудитории инвестиционных продуктов и учли потребности опытных и начинающих клиентов двух сегментов:
- Вкладчик (консервативный) — хочет зарабатывать с минимальным риском и не тратить время, не намерен принимать решения по изменению своего портфеля, ищет инвестиционную механику наподобие банковского вклада.
- Трейдер (рисковый) — хочет заработать как можно больше, готов рисковать, обучаться, следить за котировками, намерен самостоятельно принимать решения по изменению состава своего портфеля, с подсказками или без.
Новички никогда не открывали брокерские счета ни у одного брокера, но интересуются темой инвестирования, как альтернативной формой сохранять и приумножать накопления. Они ищут подсказки, на какие продукты следует обратить внимание и как лучше собрать портфель — им нужно явно показывать, что брокер предлагает помощь в торговле на бирже.
Опытные инвесторы имеют активы на брокерских счетах в российских брокерах от 1 млн рублей и занимаются инвестированием больше двух лет. Они оценивают конкретные предложения брокера и сверяют их со своим представлением о ситуации на рынке. Им нужна более глубокая экспертиза и уверенность, что брокер предлагают достойную поддержку в осуществлении стратегии.
Результаты UX-тестирования, общения с респондентами и экспертного аудита сайта отдельно для модели вкладчика и трейдера.
Инвестор, который хочет открыть продукт на сайте, нуждается в информации: ему нужно разобраться в механике продукта и быть уверенным, что он делает выгодное вложение. Для этого плохо подходят многочисленные всплывающие подсказки, устаревшая аналитическая информация, сложная организация тарифов, продуктов и опций. Гораздо полезнее — простая сравнительная таблица тарифов, переход к открытию счета со страницы понравившегося продукта или тарифа и продуманный UX заявки на открытие счета.
Многоуровневая структура продуктов вызывает у новых клиентов сложности при выборе. Без подсказки сложно ориентироваться в незнакомых названиях, ссылки на подробную информацию по каждому из продуктов отдельно не помогают. Это занимает слишком много времени по сравнению с простой и наглядной таблицей. С высокой вероятностью клиент попробует решить задачу у другого брокера.
Клиенту было бы полезно сравнить разные типы ИИС между собой, чтобы лучше понять разницу между ними.
Основной источник инсайтов о личном кабинете — глубинные интервью с пользователями
Основную часть инсайтов о личном кабинете брокера мы получили из интервью с клиентами: благодаря большому опыту инвестирования, нам удалось построить доверительный и открытый диалог не только с представителями Affluent-сегмента, но и с HNWI-инвесторами, которые разбираются в теме на принципиально ином уровне. Мы обсуждали, как они пришли в инвестиции, какие задачи привыкли решать в личном кабинете и какие нет, как думают об инвестициях и управлении ими, с какими проблемами сталкиваются и как привыкли их решать, что нравится и не нравится в цифровых сервисах разных брокеров.
Мы стремились объяснить механику проблем и решений: почему у пользователя возникает барьер, как в цифровых сервисах конкурентов устроено взаимодействие с клиентом на этом этапе и что в связи с этим нужно делать. Референсами были целые сценарии, которые совмещают лучшие практики решения сразу нескольких проблем.
10 сценариев работы в личном кабинете мы декомпозировали на 35 задач и смоделировали их в личном кабинете на сайте и в приложении брокера
Одним из барьеров для клиентов сегмента HNWI — опытных квалифицированных инвесторов — было списание брокером НДФЛ при любом выводе средств с брокерского счета. Они готовы не разделять портфели на несколько брокеров, если в личном кабинете одного есть возможность разделить портфель и оптимизировать налоговые отчисления.
Сейчас они в одном портфеле держат ценные бумаги со спекулятивной доходностью и стараются не выводить деньги до завершения налогового периода. В другом — ценные бумаги с доходностью по купонам и дивидендам, чтобы выводить деньги до завершения налогового периода без лишних удержаний налогов.
Итоги
Чем больше барьеров возникает в процессе взаимодействия с личным кабинетом, тем выше вероятность, что клиент будет выбирать другие способы торговли или другого брокера — если его цифровые сервисы позволяют решать задачи быстрее, удобнее, и получать в процессе всю необходимую информацию. Чтобы стимулировать активность клиентов в цифровом сервисе, нужно дать им для этого максимум возможностей и информации — вне зависимости от того, с какой платформы они решают свои задачи: с компьютера или мобильного телефона.
Для брокерского сервиса со сложной функциональностью это значит упрощение интерфейсов и их адаптацию для удобного решения самых разных задач клиентов, а также приведение личного кабинета на сайте и в мобильном приложении к единому набору возможностей, чтобы клиент мог быть полностью мобильным. Особенно, когда речь идет о таких сложных вещах, как развитие личного кабинета в полноценную приборную панель для контроля портфеля, аналитический сервис для принятия инвестиционных решений или продающую витрину по продуктам.
Как получить максимум инсайтов для стратегии развития цифрового канала
- Привлекайте людей «в теме». Одним из критериев выбора Markswebb для проекта был большой опыт агентства и отдельных участников команды на рынке инвестиций. В противном случае инвесторы сегмента HNWI либо отказались общаться, либо отвечали на вопросы очень поверхностно. Знание аудитории помогло нам построить правильный диалог с пользователями сервиса, увидеть значимые инсайты и предложить решения, которые помогут заметно улучшить пользовательский опыт и бизнес-метрики.
- Используйте все релевантные методы поиска инсайтов. Интервью с клиентами разных сегментов, экспертный аудит, UX-тестирование, конкурентный анализ — каждый инструмент помог нам взглянуть на цифровые сервисы брокера с новой стороны и в итоге — увидеть максимум возможностей для развития.
- Привлекайте клиентов и слушайте их голос. Инсайты о том, как пользователи думают об инвестициях и взаимодействуют с сервисом, помогли нам увидеть точки роста и рекомендовать решения, которые с наибольшей вероятностью позитивно повлияют на восприятие сервиса и как следствие — активность клиентов.
Как Markswebb помогает создавать сервисы
Узнайте, как мы определяем интегральную метрику качества цифрового продукта и формируем план действий по ее достижению.
Подробнее