Личный кабинет для больших. Каким должен быть удобный интернет-банк для корпораций

В 2022 году к нам обратилась финансовая компания, развивающая цифровые расчетные банковские услуги для крупного бизнеса. Продуктовая команда готовила к запуску обновление личного кабинета, которым могут пользоваться десятки сотрудников одной компании с разными ролями — бухгалтеры, финансовые контролеры, корпоративные казначеи и операционисты — каждый отвечает за свои задачи, но при этом прямо связан со всеми участниками бизнес-процесса.

Нашей задачей было провести аудит изменений сервиса, помочь определить облик современного и удобного цифрового сервиса для расчетных операций и актуализировать бэклог заказчика перед обновлением. В итоге мы составили 5 аналитических отчетов, в которых описали точки роста в UX, подобрали лучшие решения с рынка, описали более 60 улучшений сервиса и передали заказчику.

В этой статье расскажем, как можно создать личный кабинет, который поможет эффективно организовать финансовые процессы корпораций, сохранив понятность и удобство интерфейсов малого бизнеса.

Как мы решали задачу:

  1. Нашли инсайты в разных исследованиях интернет-банков >>>

  2. Подсказали, как удобно контролировать финансовые процессы на главной странице >>>

  3. Предложили изменения в ленте операций для удобного планирования и управления рисками >>>

  4. Показали, как сделать контекстные коммуникации полезными для корпоративных пользователей >>>

 

Как искали инсайты для проекта нового личного кабинета

Наша изначальная гипотеза заключалась в том, что лучшие практики цифрового расчетного обслуживания нужно искать в прогрессивных интернет-банках для бизнеса. Конкурентный рынок и инвестиции в UX сделали их источником лучших практик в интерфейсах для управления платежами.

Для сравнения составили список прогрессивных интернет банков, куда включили Альфа-Банк, Банк Открытие, СберБанк, Делобанк и Тинькофф Банк. Это лидеры рейтинга Business Internet Banking Rank 2021 и самые популярные банки для малого бизнеса в России.

В каждом банке изучили удобство 14 задач расчетного сервиса:

  1. Перевод средств в валюте РФ.
  2. Перевод средств в иностранной валюте.
  3. Покупка и продажа безналичной иностранной валюты.
  4. Списание средств со счета клиента не по инициативе клиента.
  5. Зачисление средств на счет по рублям и валюте.
  6. Исполнение платежей с множественной подписью.
  7. Отзыв и отмена платежного поручения.
  8. Информация о результатах перевода денежных средств.
  9. Передача статусов о приостановке исполнения платежного поручения.
  10. Установка лимитов.
  11. Предоставление информации по счету клиента: контроль остатков и движения средств.
  12. Операции со справочниками контрагентов.
  13. Операции с уведомлениями и обменом сообщениями.
  14. Обмен документами клиента с банком: справки, финансовый мониторинг, валютный контроль, запросы в свободной форме.

Результаты исследования по задачам сравнили с личным кабинетом заказчика и составили таблицу соответствия, в которой были видны отличия между сервисом заказчика и уровнем рынка. Для каждой задачи подобрали пример практики, который улучшит UX.

Необходимо было учесть, что пользователи заказчика — это узкие специалисты финансовых департаментов, казначейств и бухгалтерии. В рамках проекта не были запланированы глубинные интервью с пользователями, поэтому мы обратились к результатам Digital Corporate Banking Rank. В материалах исследования онлайн-банков для среднего и крупного бизнеса были готовые описания ролевых моделей пользователей из крупного бизнеса, а также анализ потребностей и пользовательских сценариев. С их помощью мы дополнительно проверили все рекомендации на соответствие ожиданиям и задачам пользователей.

     

Дополнительно мы оценили бэклог, который изначально собирались запускать в команде заказчика. Он полностью соответствовал уровню рынка, но мы нашли несколько точек роста, в которых можно было превзойти этот уровень.

Инсайты из корпоративного сектора подсказали, как крупный бизнес работает с большим числом счетов, организует коллаборацию с документами, выстраивает непрерывность расчетов. И лучшие UX-практики с рынка СМБ помогли найти примеры, как сложные процессы сделать понятнее и проще в интерфейсах.

     

Наталья Грек,
UX-исследователь Markswebb

Большая часть рекомендаций затрагивала платежи, удобство справочников, работу с шаблонами, валютный контроль. Самые важные изменения касались главной странице, истории платежей, а также системы поддержки и коммуникаций с пользователем.

 

Главная страница должна помогать контролировать финансовые процессы клиента

Значительная часть клиентов заказчика получает доступ к расчетным функциям через интеграцию с внутренними учетными системами, в которых есть свои контрольные панели и функции оповещения о платежных событиях. Для пользователей, работающих через личный кабинет, такой контрольной панелью должен стать главный экран сервиса.

Мы предложили изменить рабочую зону экрана таким образом, чтобы усилить в ней отражение оперативной информации и дать прямой доступ к ключевым расчетным функциям. В верхней панели — единая строка поиска, календарь событий, наименование организации, кнопка «Выход», раздел «Настройки профиля», разделы уведомлений и помощи. В рабочей области должны были находиться контекстные функции — наиболее частотные задачи, с которыми сталкивается пользователь, а также счета и остатки по ним, статистика по документам.

Проект изменений на главной странице личного кабинета

Большинство рекомендаций были учтены продуктовой командой заказчика, макет главной страницы претерпел некоторые изменения и был внедрен в действующий интерфейс. Главная страница стала инструментом оперативного реагирования. В ходе внутреннего тестирования у заказчика мы получили положительные отзывы, клиенты отмечали наглядность информации и удобство в совершении повседневных операций.

 

Лента операций помогает управлять рисками и предотвращать разрывы в процессах

Финансовые контролеры в личном кабинете работают с сотнями платежек одновременно. В этом массиве трудно ориентироваться, а еще труднее быстро находить проблемы.

Для их решения вместо обычной ленты операций нужна удобная таблица с наглядной статусной моделью и индикацией. Формулировка статусов должна быть информативной, чтобы финансовый контролер сразу определил, в чем проблема платежа — не подписан, не прошел проверку, не успел до закрытия операционного дня и так далее.

Проект новых сообщений статусной модели

Строка поиска платежей и фильтры по столбцам также ускоряют работу пользователей в интерфейсе. Это решение было внедрено в личном кабинете заказчика к моменту завершения проекта.

Тестирование показало, что новая лента операций упрощает поиск проблемных платежей и помогает принимать меры по снижению рисков: корректировать пакет документов, исправлять ошибки оформления, напоминать подписантам о задержке и так далее. Участники тестирования отметили, что эти функции помогают снизить число проблемных расчетных операций к минимуму, а это прямо влияет на непрерывность процессов бизнеса.

Удобно ориентироваться в финансовых событиях также помогает сводный календарь, ссылку на который мы предложили добавить на главную страницу. Из него можно перейти к транзакции, просмотреть документ, увидеть статус. Рекомендация особенно актуальна для заказчика, клиенты которого активно ведут ВЭД и должны следить за ключевыми событиями в этой области.

Один из макетов нового календаря в личном кабинете

 

Контекстные коммуникации помогают быстро освоить сервис и эффективно реагировать на события

Работая со сложными продуктами, даже квалифицированный финансовый специалист не всегда быстро считывает события системы, поэтому необходимо сделать его работу максимально простой и понятной. Для этого пригодились практики интернет-банков для предпринимателей: онбординг в функции, контекстные подсказки, пояснения к сложным полям, экраны успеха.

Мы предложили внедрить в личный кабинет систему контекстных коммуникаций, которая широко применяется в интернет-банках. Система должна сообщать пользователю, где будет находиться только что созданный платеж, предлагать действия в контексте создания платежного поручения, понятно сообщать о результате каждого шага.

Как проектировалась новая лента операций и контекстных сообщений

На тестировании пользователи заметили, что такие подсказки не только повышают их информированность о происходящем, но и помогают совершить следующее действие. Так интерфейс создает условия для погружения в функции, способствует быстрому обучению новых пользователей, что также обеспечивает цельность процессов. Система коммуникаций позволяет разгрузить службу поддержки, понятные подсказки и экраны успеха этому способствуют.

 

Таким образом, ключевые изменения, которые мы предложили в рамках проекта, были направлены на повышение прозрачности и контролируемости финансовых процессов в личном кабинете. Важно было добиться того, чтобы в любой момент корпоративный пользователь понимал, на каком этапе процесс, какие процедуры уже завершены, когда расчетная операция будет выполнена. Это позволило оптимизировать планирование и управление рисками, что для сотрудника большой корпорации играет определяющую роль в оценке качества финансового сервиса.

 

     

Мы помогли заказчику найти зоны роста относительно рынка и увидеть UX-проблемы, влияющие на качество клиентского опыта при использовании функциональности РКО. Так мы приоритизировали функциональное наполнение личного кабинета для корпоративных пользователей, которое теперь по удобству сопоставимо с лучшими интернет-банками для малого бизнеса.

     

Наталья Грек,
UX-исследователь Markswebb

Весной 2022 все инсайты исследования были переданы продуктовой команде заказчика, большинство было взято в планы релизов. К началу 2023 года корпоративные пользователи личного кабинета получат обновленный сервис для эффективного управления финансовыми процессами.

 

Как Markswebb помогает создавать сервисы

Узнайте, как мы определяем интегральную метрику качества цифрового продукта и формируем план действий по ее достижению.

Подробнее
Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даeте согласие на обработку персональных данных
>