«А как у них?»: поиск лучших практик в чат-ботах Китая и США. Кейс Markswebb и Альфа-Банк
Заказчик, крупный банк, рассматривает все возможности для развития чат-ботов, в том числе полезные практики за рубежом. С этой задачей он пришел к нам, так как на поиске зарубежных практик в Markswebb специализируется целое скаут-направление.
Читайте нас в Telegram
Рассказываем об инсайтах для развития цифровых сервисов и приглашаем на мероприятия Markswebb
Подписаться на каналРезультат
-
10 обследованных чат-ботов на рынке Китая и США — по 50 запросов каждому боту.
-
37 найденных лучших практик.
-
5 новых направлений для развития чат-бота банка.
Развернутый отчет по результатам поиска составил 240+ слайдов.
Оглавление |
Задачи
Обзор чат-ботов в выбранных странах мы разбили на следующие подзадачи:
-
Определить периметр исследования — индустрии, в которых будем изучать ботов.
-
Адаптировать к зарубежному рынку запросы, которые должен отрабатывать чат-бот — базовый список мы взяли из собственной методики Chatbot Rank.
-
Рекрутировать резидентов выбранных стран — клиентов банков, чьи боты выбраны для обследования.
-
Собрать данные от этих «тайных покупателей» и сделать саммари по рынку зарубежных ботов и отдельным реализациям.
Развитый чат-бот — это не только возможность для банка завоевать лидерство в рейтингах финтех-приложений (хотя и это тоже). В первую очередь такой бот быстро закрывает клиентские задачи, не привлекая сотрудников банка — значит, пользователи остаются довольны, а бизнес экономит на работе операторов. Мы в Markswebb ежегодно обновляем метрику Chatbot Rank и знаем, как развивать такие сервисы до лидерских позиций на рынке. Можем найти заграничные практики, которые станут источником вдохновения для опережения российского рынка — как мы сделали для заказчика в этом проекте. |
Фишка проекта
Над проектом работала команда скаутов — направление в Markswebb, полностью заточенное именно на поиск лучших практик за рубежом. Когда заказчику нужна не глубокая аналитика, а именно база иностранных юзкейсов, проектом занимаются они.
Что отличает такие проекты от обычных исследовательских:
-
Работа, как правило, завершается быстрее, чем среднее заказное исследование — за счет того, что скауты занимаются сбором практик без углубления в анализ.
-
Команда скаутов имеет насмотренность именно на зарубежные практики, знает и понимает специфику рынков других стран, быстрее «классических» исследователей ориентируется, как получить доступ к иностранным сервисам.
-
У команды есть уникальная компетенция — сопоставлять зарубежные практики с российской действительностью и отбирать решения, которые заказчик может реализовать у себя и получить желаемый результат.
Например, в ходе поисков лучших практик чат-ботов США и Китая команда не просто увидела решения, которые редко встречаются или вообще не используются на российском рынке, — но и сформулировала принципиально другие подходы зарубежных приложений:
-
Во-первых, там часто стерты границы между текстовым и графическим интерфейсом. То есть бот дает не только ответ на заданный вопрос, но и показывает прямо в чате виджет, который является полноценным инструментом решения задачи.
-
Во-вторых, стирается грань между чат-ботом и ассистентом — в зарубежных банках это одна сущность. Такой сервис может самостоятельно уведомлять пользователя о различных событиях.
-
В-третьих, компании используют ботов как инструменты проактивного информирования пользователей о продуктах — и продаж. Знакомство с новыми функциями, тарифами и решениями происходит, когда человек использует приложение здесь и сейчас — а не просто видит где-то рекламную кампанию и тут же забывает о ней, занятый другими делами.
Ход работы
Подбор сервисов, которые вошли в исследование
В периметре исследования — крупнейшие финансовые сервисы США и Китая: банки, кошельки, финтех- и телеком-приложения, которые лидируют по количеству скачиваний. В сторах и открытых источниках мы проверили наличие чат-ботов и их основной набор функций, в итоге из нашего лонг-листа лидеров отобрали 3 банка и 2 кошелька в Китае и 3 банка, телеком и финтех в США.
Финансовые сервисы, которые вошли в итоговую выборку
Адаптация запросов Chatbot Rank к иностранным рынкам
У Markswebb есть собственная система оценки качества чат-ботов — Chatbot Rank. Мы актуализируем ее каждый год параллельно тому, как развиваются сами боты. Каждый клиентский проект, который касается изучения чат-ботов, мы делаем на основе последней волны исследования.
В частности, в системе оценки есть пул запросов, которые бот должен качественно отрабатывать. Такой пул мы взяли и для этого проекта — конечно, адаптировав запросы под обследуемые рынки. Всего восемь блоков по 5–12 запросов каждый. Вот несколько примеров:
В «опроснике» для бота восемь блоков запросов – показываем часть
В итоговый опросник попало 50 запросов чат-боту — именно ими мы вооружили наших «тайных покупателей».
Диалоги «тайных покупателей» с ботами
В обследуемых странах мы нашли агентов, которые являлись действующими клиентами сервисов, а в банках рекрутировали держателей дебетовых и кредитных карт. Эти пользователи выступили «тайными покупателями» — пользуясь запросами, которые мы для них адаптировали, они беседовали с ботами, записывая скринкасты для нашей команды.
Формирование отчета по найденным практикам
Общее описание особенностей и основного набора функций
Заказчик получил общее представление о ботах и их уровнях, то, как они встроены в финансовые сервисы, в каких направлениях они развиваются, какие у них есть продукты, тарифы и интересные решения — «визитные карточки».
Покажем, как выглядит такое саммари, на примере Agricultural Bank of China.
Чат-бот расположен в разделе «Онлайн-обслуживание». Попасть сюда пользователи могут из трех разделов: «Главная», «Финансы» и «Профиль». Иконка «Обслуживание клиентов» располагается в шапке каждой страницы.
По клику на иконку «Обслуживание клиентов» пользователь переходит в раздел «Онлайн-обслуживание», где он может самостоятельно найти ответ на свой запрос. Для того, чтобы попасть в чат, нужно кликнуть на оранжевую кнопку «Нажмите, чтобы проконсультироваться с Nongnong».
Раздел «Обслуживание клиентов» в Agricultural Bank of China: отсюда пользователь может перейти на диалог с ботом
Чат-бота зовут Nongnong, и для него используется аватар человека — это может запутать пользователя.
Когда пользователь входит в чат, бот приветствует его по имени и предлагает для начала диалога список часто задаваемых вопросов:
-
«Увеличить лимит переводов в мобильном банке до 5 000 юаней»
-
«Что делать, если я не могу платить по кредиту из-за пандемии?»
-
«Средства на счете недоступны»
-
«Уведомление об обмене памятных монет»
В чате можно прикреплять файлы и использовать эмодзи.
Если чат-бот не может справиться с вопросом сам, он предлагает связаться с оператором для решения запроса.
Для старта чат-бот Agricultural Bank of China предлагает список часто задаваемых вопросов, а если не может справиться с запросом сам – перенаправляет пользователя на оператора
Примеры реализаций и лучшие решения на исследованных рынках
Всего в ходе проекта мы нашли 37 практик, которые не характерны для российского рынка — встречаются редко или вообще не используются. Приведем три примера.
Практика № 1: слияние текстового и графического интерфейсов
Американские чат-боты U.S. Bank и Bank of America активно используют виджеты для решения различных пользовательских задач, связанных с историей операций, аналитикой расходов, оспариванием операций, накопленными баллами и кэшбэком.
В приложении сливаются графический и текстовый интерфейсы. Это решение можно считать перспективным, так как помимо ответа на запрос пользователь получает полноценный инструмент для решения связанных с запросом задач. Происходит это прямо в интерфейсе чата — без необходимости переходить в другие разделы приложения.
Пользователь Bank of America может решить часть задач прямо в интерфейсе бота – благодаря слиянию графического и текстового интерфейсов
Практика № 2: помощь в подборе карты
Чат-бот Capital one помогает подобрать подходящую карту с бонусами и кэшбэком. При запросе «Мне нужна карта с максимальным кэшбэком» бот выдает варианты:
-
с кэшбэком;
-
с трэвел-бонусами;
-
с бонусами для малого бизнеса;
-
с бонусами Walmart.
Реализация интересна тем, что бот вообще не использует нейминг карт в линейке банка — а показывает пользователю список выгод при их оформлении.
При запросе на подбор карты чат-бот Capital One предлагает не просто карты списком – а список выгод, которые получит держатель
Практика № 3: проактивное информирование о продуктах
Alipay использует чат-бот для продвижения финансовых продуктов. В верхней плашке есть меняющиеся предложения от бота. На иллюстрации ниже бот предлагает вложить в инвестиционный фонд и получить за это бонус в размере 1,88 CNY. При клике на предложение открывается чат, в котором описаны преимущества вложения — отсюда пользователь может перейти к оформлению.
Такая реализация может служить дополнительным инструментом продаж банковских продуктов — например, в сообщении может быть предложение оформить предодобренный кредит.
Чат-бот в Alipay умеет предлагать продукты, релевантные запросу пользователя
Используя зарубежные практики и походы, банк создаст новые для российского рынка решения: в отчете для заказчика мы описали пять перспективных направлений развития его бота и предложили подборку лучших практик для реализации каждого.
Перспектива проекта
Все направления развития, которые мы презентовали, команда банка заложила в бэклог текущего года, а найденные примеры реализаций рассматривает как источник вдохновения и генераций идей. И, вероятно, дальше мы будем рассматривать для заказчика другие сервисы и рынки — по той же модели.
Как Markswebb находит лучшие практики
Мы помогаем клиентам выбирать эффективные и апробированные решения, реализованные компаниями в разных индустриях и странах.
Подробнее