Обсудить проект

Как меняется аудитория онлайн-банкинга

За 2014 год количество россиян, использующих интернет-банкинг, по статистике выросло на 51%, а в 2015 году рост аудитории интернет-банкинга, наблюдавшийся в предыдущие годы, фактически остановился. По данным исследования e-Finance User Index 2016, интернет-банкингом пользуются 35,3 млн человек.

Количество пользователей мобильными банками увеличивается на 30–40% каждый год и будет стремительно расти. Максимум через два года пользоваться интернет-банком на компьютере и мобильным банкингом будет одинаковое количество людей.

Главное — обретает заметную долю mobile-only-аудитория: сегодня это 11% пользователей мобильного банка (около 2 млн человек). Это и старые десктоп-пользователи, которые отказались от компьютера в пользу мобильных устройств, и новые пользователи, которые никогда интернет-банком на компьютере не пользовались. Однако рост mobile-only-аудитории будет таким же медленным, как сокращение десктопной — не больше 5% в год.

Механика перераспределения аудитории

Перетекание аудитории интернет-банка в мобильный происходит в основном по двум сценариям.

Во-первых, на смену десктоп-аудитории приходят пользователи, которые активнее пользуются мобильными устройствами и, как следствие, мобильным банком.

Во-вторых, многие пользователи идут по пути наименьшего сопротивления и предпочитают мобильный банк, потому что это удобнее: например, не нужно помнить длинный логин и пароль, потому что войти в приложение можно по отпечатку пальца.

Нельзя сказать, что люди уходят из интернет-банка в мобильный

В итоге постепенно частота пользования интернет-банком сокращается, а мобильным — растет. В определенный момент человек долго не заходит в интернет-банк, хотя считает себя его пользователем, потому что у него есть логин и пароль, он знаком с системой и при необходимости может зайти и провести операцию.

Нельзя сказать, что люди уходят из интернет-банка в мобильный. Да, они активно устанавливают приложения и постепенно привыкают к их использованию для основных переводных и платежных операций. Но для сложных и крупных операций мы по-прежнему чаще будем использовать банк на компьютере, потому что в мобильном банке для многих из них еще не придумали удобные интерфейсы

Кого коснутся изменения?

Тренд на снижение аудитории интернет-банкинга уже почувствовали на себе крупнейшие по количеству пользователей этого сервиса банки. Это Сбербанк, интернет-банком которого пользуются более 80% всех пользователей интернет-банкинга в России, и еще 5–10 крупнейших интернет-банков.

Многие банки в ближайшие два-три года не заметят изменений. Прежде всего это касается банков с низким проникновением интернет-банка в клиентскую базу и банков, которые недавно перезапустили онлайн-сервис.

Как банку реагировать на увеличение mobile-аудитории?

 

Первое, что нужно сделать банку, который хочет сохранить клиентов и их лояльность,— дать им возможность пользоваться мобильным банком в отрыве от интернет-банка.

Во-первых, добавить возможность зарегистрироваться в мобильном банке, не используя (или не имея) логина и пароля для интернет-банка. Сейчас — стандартная ситуация, когда клиенту нужно зарегистрироваться в интернет-банке, чтобы получить доступ к мобильному банку. Это неудобно: гораздо проще настроить доступ напрямую в приложении, но пока это можно сделать далеко не во всех мобильных банках.

Во-вторых, добавить в мобильный банк операции, которые уже реализованы в интернет-банке. Пока мобильные банки в большинстве случаев менее функциональны, чем интернет-банки: например, в них меньше лимиты, и поэтому крупную операцию можно провести только через интернет-банк.

В ближайшее время банки вряд ли начнут создавать сервисы в первую очередь для мобильных устройств с последующей адаптацией под десктоп

 

По данным исследования e-finance User Index 2016, 32,2% пользователей интернет-банкинга заходят в сервис не только с компьютера, но и через браузер в смартфоне и 14,2% — через браузер на планшете. Они по разным причинам могут игнорировать приложения — кто-то считает, что это менее безопасно, кто-то пользуется смартфоном на базе Windows, а у банка нет приложения. Для этой аудитории банк может делать адаптированную под мобильные устройства версию интернет-банка.

Несмотря на то что аудитория мобильного банкинга стремительно растет, интернет-банк еще какое-то время будет основным инструментом для управления финансами. В ближайшее время банки вряд ли начнут создавать сервисы в первую очередь для мобильных устройств с последующей адаптацией под десктоп. И пока в банках есть равнозначные департаменты по развитию интернет- и мобильного банкинга, резкого изменения ситуации не предвидится.

Обсудить проект
Заинтересовал кейс? Давайте обсудим, как применить опыт для развития вашего продукта.

Оставьте нам свои данные

или
или
Оставляя свои данные на сайте, вы даёте согласие на обработку персональных данных