Какими качествами и функциональностью должен обладать интернет-банк, чтобы отвечать ключевым запросам бизнеса.
российских банков
критериев оценки
Исследование Business Internet Banking Rank 2013 проведено по инициативе агентства Markswebb в июне 2013 года.
Под эффективностью интернет-банка понимается степень удовлетворения им потребностей пользователей в следующих аспектах работы: функциональность, удобство, безопасность, ценовые качества.
лучших интернет-банков
В этих банках нет очевидных провалов в реализации базового функционала
Присутствуют эффективные инструменты поиска, удобные платежные формы, специальные формы для отправки документов по валютному контролю, есть функционал для управления зарплатным проектом и открытия депозита.
Банки из группы лидеров отличает также повышенное внимание к удобству подключения и работе в системе: наличие альтернативные каналов связи , минимальное количество визитов в офис, продолжительный банковский день.
отстающих интернет-банков
Не поддерживаемые операционные системы и браузеры, недостаточный базовый функционал
В группу отстающих попали, главным образом, банки, ИБ которых не поддерживает популярные операционные системы и браузеры и где, в дополнение к этому, наблюдаются определенные провалы одному или нескольким блокам критериев, имеющих отношение к базовому функционалу. Исключение — Банк Москвы, низкая позиция которого объясняется слабо реализованными возможностями поиска документов.
заняли середину рейтинга
Лидерства той или иной платформы не наблюдается
Широта функционала «коробочного» ИБ, установленного в конкретной организации, в значительной степени зависит от стремления самого банка использовать возможности ИБ «по максимуму», либо ограничиться более узким кругом функций. Здесь банк опирается на потребности своей целевой аудитории.
интернет-банки для бизнеса
-
1Банк Банк24.руОценка эффективности (0‑100 баллов) 80,3
-
2Банк ПромсвязьбанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 72
-
3-4Банк ПробизнесбанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 71,3
-
Банк СбербанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 71,3
-
5Банк Номос БанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 69,3
-
6Банк Инвест БанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 67,2
-
7Банк МИнБанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 66,1
-
8Банк РайффайзенбанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 65,2
-
9-10Банк Абсолют БанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 64,5
-
Банк БинбанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 64,5
-
11Банк ОТП БанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 63,4
-
12Банк 2Т БанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 61
-
13-14Банк ВТБ 24Оценка эффективности (0‑100 баллов) 58,8
-
Банк Юниаструм БанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 58,8
-
15Банк Альфа-БанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 57,3
-
Банк РосбанкОценка эффективности (0‑100 баллов) 56,7
-
17Банк Банк ВозрождениеОценка эффективности (0‑100 баллов) 55,1
-
18Банк Банк Санкт-ПетербургОценка эффективности (0‑100 баллов) 53,6
-
19Банк Банк МосквыОценка эффективности (0‑100 баллов) 51,9
-
20Банк Банк ОткрытиеОценка эффективности (0‑100 баллов) 50,6
Анализ экспертного мнения
Интервью со специалистами банков и разработчиками
На сновании данных, полученных от экспертов:
- составлен список базовых характеристик, присущих развитой современной системе интернет-банкинга;
- определены основные направления развития систем интернет-банкинга, над которыми работают банковские специалисты и разработчики;
- сформированы блоки критериев, отражающих наличие в ИБ базового функционала и соответствие основным рыночным трендам.
Анализ мнений пользователей
Интервью с пользователями интернет-банков
Были проведены интервью с 23 пользователями интернет-банков:
6 индивидуальных предпринимателей, 11 бухгалтеров, 6 топ-менеджеров. По результатам анализа:
- уточнен перечень основных пользовательских задач;
- выявлены проблемы, с которыми сталкиваются пользователи разных версий ИБ различных банков;
- составлен список из 148 критериев чек-листа;
- определен вес критериев.
Бенчмаркинг
Для исследования были отобраны 20 интернет-банков, доступных российским пользователям. В том числе:
- 12 ИБ крупнейших российских банков по обслуживаемым активам юридических лиц: Альфа-Банк, Бинбанк, ВТБ24, Возрождение, Банк Москвы, Номос-Банк, Банк Открытие, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Росбанк, Банк Санкт-Петербург, Сбербанк России.
- 8 ИБ, рекомендованных экспертами: Банк 2Т, Абсолют, Банк24.ру, Инвестбанк, Московский Индустриальный Банк, ОТП Банк, Пробизнесбанк, Юниаструм.
В исследование попали как ИБ собственной банковской разработки, так и решения основных разработчиков: BSS, Бифит, Faktura.ru (ГК ЦФТ), Инист, R-Style, Step Up, Диасофт, Информационные системы.
По каждому из 20 отобранных интернет-банков был заполнен чек-лист из 148 критериев, отражающих функциональность, удобство, безопасность и ценовые качества интернет-банка. Сбор данных осуществлялся по открытым источникам: на официальном сайте банка (руководства пользователя, демо-версии и т.д.), через специалистов колл-центра, в ряде случаев данные уточнялись у специалистов, отвечающих за ДБО.
Анализ данных
Данные из опросов и результаты по чек‑листам
Собранные данные по чек-листам и протоколам интервью проанализированы с точки зрения следующих вопросов:
- какой интернет-банк наиболее полно соответствует задачам клиентов и почему;
- какие функциональные возможности, удобства и другие качества интернет-банков являются общепринятыми, а какие — редкими;
- как отличаются системы в плане безопасности: средств аутентификации, защиты транзакций и т.д.